Описание
Настольная игра "Иван Грозный" переносит нас в эпоху правления одного из самых известных российских самодержцев, когда молодое Русское царство было полно тайн и интриг. Игроки выступают в роли боярских семей, которые стремятся укрепить своё влияние в государстве. Цель игры – набрать как можно больше победных очков, используя разнообразные тактики, стратегии и ухищрения.
Вас ожидают политические интриги и борьба за влияние, стратегическое планирование и неожиданные повороты судьбы. Вы почувствуете дыхание времени, когда Московская Русь стояла на пороге великих перемен.
"Иван Грозный" – это не просто настольная игра, а целое путешествие в глубь истории нашей страны, в эпоху, когда формировались основы государства и культуры. Это игра о родных просторах, о местах, которые нам знакомы с детства, о событиях, которые стали частью нашего национального наследия. Игровое поле в виде старой карты позволит игрокам вспомнить историю родных городов, их значимость и роль в формировании государства. В процессе партии можно лучше понять, как сложно было управлять такой необъятной землёй, какие вызовы и проблемы стояли перед правителями и какие решения они принимали.
Раунд состоит из трёх фаз: планирование, действия и конец раунда.
В фазе планирования игроки по очереди выставляют своих бояр в палаты Кремля, заявляя этим свои действия на вторую фазу раунда. При этом игрок может подложить под выставленную фишку боярина сколько угодно монет из своего запаса. Монеты – это подарки приближённым царя, которые увеличивают значимость бояр в палатах. Наиболее значимый боярин в палате помимо её обычного действия сможет получить дополнительный бонус. Когда все игроки выставили всех бояр в палаты, начинается следующая фаза.
Во время фазы действий игроки поочерёдно выводят бояр из палат, выполняя соответствующие действия, а затем перемещают фишки бояр в города, соответствующие картам поручений. Карты поручений, которые присваиваются каждой палате в начале раунда, указывают, в какой город отправятся бояре. Если боярин обладает наибольшей значимостью в палате, игрок может положить в неё свою печать и воспользоваться усилением её действия. Значимость боярина зависит от числа подложенных под него монет, а в случае равенства определяется царской милостью (о ней расскажем чуть ниже).
Краткое описание действий палат:
- Доход – выберите до трёх разных городов с вашими фишками. Каждый город приносит вам указанный на нём доход. Усиление позволяет вторично получить доход с одного из этих городов
- Манёвры – совершите до двух действий: выставить воина в город с вашей фишкой или переместить воина либо боярина. При перемещении вы сможете забрать торговый жетон, лежащий на вашем пути, и разыграть его эффект. Усиление даёт ещё одно из этих действий
- Проекты – совершите до двух действий: взять карту проекта или выполнить проект с руки, разыгрывая его эффект и получая победные очки. Усиление даёт ещё одно из этих действий
- Обмен – обменяйте любые товары и/или монеты по курсу 2:1, а также получите один иноземный товар. Усиление даёт ещё один иноземный товар
- Пожалования – возьмите карту поместья или титула. Поместья обладают полезными эффектами, которые можно применить раз в раунд, а титулы дважды за партию приносят победные очки. Усиление даёт ещё одну карту поместья
Затем наступает фаза конца раунда. Сначала определяется влияние игроков в четырёх регионах Русского царства: Восток, Юг, Запад и Север. Влияние игрока складывается из его фишек в регионе: воинов, зданий (выставленных по эффекту строительных проектов) и бояр, которые в предыдущей фазе переместились из палат Кремля в города. Игрок с наибольшим влиянием выбирает одну из двух наград, указанных на региональном жетоне, а тому, кто занял второе место, достаётся другая награда. Региональные жетоны обновляются в каждом раунде.
Затем проводится подготовка к следующему раунду: игроки забирают бояр и печати, обновляют карты поместий и титулов, перемешивают карты поручений, обновляют жетоны на игровом поле и определяют нового первого игрока.
В конце второго и четвёртого раундов начисляются очки за титулы, царскую милость и воинов, отправленных защищать рубежи государства по эффекту военных проектов.
Царская милость
Одна из ключевых механик игры "Иван Грозный" – это царская милость, универсальный принцип разрешения игровых споров. Вдохновением для неё послужила историческая система местничества, определявшая преимущество бояр в самых разных ситуациях: от назначения полководцев до рассадки за царским столом. Все ничьи в игре разрешаются в пользу игрока, который находится выше на счётчике царской милости. Это касается и значимости в палатах, и влияния в регионах, и даже победы в игре.
Получение царской милости – это вопрос не везения, а расчёта и планирования. Вы можете приблизиться к государевой особе, получив или разыграв нужный жетон, использовав поместье, получив награду в регионе или даже вовремя набрав нужное количество очков. Когда игрок получает царскую милость, его фишка поднимается на самое верхнее деление счётчика, сдвигая остальные фишки вниз. В течение раунда положение игроков на счётчике царской милости может неоднократно измениться, и это тоже нужно учитывать уже на этапе планирования действий.
Управление ресурсами
Монеты, местные и иноземные ресурсы составляют материальную базу игроков, которая необходима для получения влияния в палатах, использования поместий и выполнения проектов, которые приносят значительную долю победных очков. В конце партии неизрасходованные монеты и ресурсы также принесут очки, однако гораздо выгоднее потратить их в процессе игры. Особенно важно обеспечить себе приток иноземных ресурсов: пороха, металла и ткани, которые нужны для выполнения наиболее ценных проектов.
Основой вашей материальной базы могут стать поместья. Их главное преимущество – в том, что они дают вам дополнительные действия, не зависящие от числа ваших бояр. Однако возможности для получения поместий ограничены, и применять их можно только единожды за раунд. Поэтому вам следует внимательно выбирать, какие поместья приобретать, когда и как их использовать, чтобы получить от них максимум пользы.
Торговые жетоны – другая немаловажная составляющая вашего игрового "движка". Они позволяют не только получать и обменивать товары и монеты, но и приобретать победные очки, выставлять воинов, получать царскую милость. Для торговых жетонов особое значение приобретают торговые проекты, эффект которых заключается в повторной активации жетонов. Также вы можете сбрасывать торговые жетоны с личного планшета, чтобы вне очереди брать на руку новые проекты. Мудрое использование торговых жетонов и правильный выбор товаров для обмена могут стать ключом к успеху.
Множество путей к победе
В "Иване Грозном" не игра управляет игроками, указывая им пути развития, а сами игроки выбирают стратегию себе по нраву. Вот как можно заработать победные очки в игре:
- Выполнение проектов. Каждый выполненный проект приносит вам победные очки. Кроме того, эффекты проектов помогают вам получать очки из других источников, позволяя повторно использовать торговые жетоны, выставляя воинов в Дикое поле и увеличивая ваше влияние в регионах
- Титулы. Игроки получают победные очки, указанные на их титулах, в конце второго и четвёртого раунда. Титулы дарует царь при посещении палаты пожалований
- Дикое поле. В ходе партии игроки отправляют своих воинов на защиту южных рубежей государства, выполняя военные проекты. Это приносит им ценные трофеи и победные очки дважды за игру: после второго и после четвёртого раундов
- Царская милость. После второго и четвёртого раундов игроки получают победные очки за своё положение на счётчике царской милости. Кроме того, вы получаете очки в ходе партии, если получили царскую милость, и так находясь на самом верхнем делении счётчика
- Влияние в регионах. В конце каждого раунда игроки получают награды за влияние в четырёх регионах Русского царства. Каждый региональный жетон состоит из двух возможных наград: игровой эффект и победные очки.
- Остаток товаров и монет. В самом конце партии игроки обменивают оставшиеся у них товары и монеты на победные очки
Дизайн и иллюстрации
Сочетание двух графических стилей создаёт визуальное разнообразие и оживляет компоненты игры. Инфографика и основной дизайн игры выполнены в стилистике исторических летописей, отсылающей к Лицевому летописному своду, знаменитому памятнику эпохи Ивана Грозного. Для элементов, которые обладают преимущественно художественной ценностью – рубашек карт и планшетов, а также палат Кремля, – выбран реалистичный стиль, основанный на аутентичных описаниях и исторических реконструкциях. Такие иллюстрации не только служат дополнительным способом выделения ключевых элементов, но и добавляют игре глубины и реализма, позволяя лучше прочувствовать историческую атмосферу и контекст. Вы не просто листаете старую книгу и смотрите на стилизованные картинки, а оказываетесь в самой гуще событий.
Игра заканчивается после завершения четвёртого раунда. Игроки сравнивают набранные за партию победные очки, и тот, у кого их больше, становится победителем.
Комплектация
- Игровое поле
- 66 карт
- 181 деревянная фишка
- 102 жетона
- 4 планшета
-
Правила игры
- Размер коробки: 219х309х70 мм
- Размер карт: 44х67 мм (рекомендуются протекторы из данного раздела, 66 шт.)
- Размер планшетов: 200х103 мм
- Вес: 1.287 кг