Словарь настольщика
Настольные игры набирают все большую популярность и все плотнее входят в современную культуру. Более того, вокруг настольных игр образовалась своеобразное сообщество – люди, которые интересуются новинками и классикой, изучают игры, играют в игры в большую часть свободного времени, обмениваются с товарищами по увлечению информацией.
Как и в любой субкультуре, у настольщиков возник свой профессиональный язык – слэнговые выражения, англицизмы, не всегда понятные новичкам и тем, кто только собирается вступить в удивительный мир настольных игр.
Мы предлагаем вашему вниманию словарь, который облегчит понимание применяемых в настольных играх слов и выражений.
|
Еврогейм
Европейская школа игростроения узнается по нескольким признакам. Прежде всего, победа в еврогеймах достигается чаще всего засчет набора очков – Вы получаете их из множества разнообразных источников. Дизайн еврогеймов – стильный и лаконичный. В основном еврогеймы сосредотачиваются на игровой механике больше, чем на оформлении. Также еврогеймы отличаются крайне низкой степенью конфликта между игроками – в них Вы почти не можете воздействовать на действия других игроков и уже тем более выбивать их из игры. Также в играх европейской школы обычно отсутствует элемент случайности. Еврогейм – это стратегия и точный расчет. Хорошая иллюстрация качественного еврогейма – знаменитая игра Алана Муна Ticket to Ride. |
|
|
Америтреш
Игры в жанре америтреш не обязательно сделаны в Америке, но все их объединяют следующие отличительные черты. Прежде всего, это внимание к внешнему оформлению. Как правило, оно очень яркое, подробное и красочное. Здесь Вы найдете и пластиковые миниатюры, и картонные крепости и замки, и разнообразные движущиеся счетчики и прочие игровые элементы. Также обычно (но не всегда) америтреш – это прямое противостояние игроков. Здесь вы сражаетесь, состязаетесь, воюете, строите козни – в зависимости ит игры механика задействует ту или иную форму игровой конфронтации. Также в америтрэше очень заметен элемент случайности – почти во всех играх америтрэша есть либо кубики, либо случайно набираемые карты. Одна из лучших игр, наглядно иллюстрирующих особенности жанра – "Зомбицид"! |
|
|
Тайл
От английского tile – плитка. Небольшие плашки, карточки. Как правило, они используются для оформления и модульной выкладки игрового поля. Чаще всего на тайлах изображаются элементы ландшафта, особенности местности. Хороший пример игры с тайлами – "Колонизаторы", механика которого как раз основана на выкладке поля с помощью красочных тайлов. |
|
Дайсы
От английского dice – игральные кости. Дайсы – это с детства привычные нам кубики. Главное отличие дайсов от кубиков – то, что они не всегда кубической формы. В эту широкую категорию входят как шестигранные кубики, так и четырех-, восьми-, десяти-, двенадцати-, двадцати-, тридцати- и даже стогранные "кубики"! Для удобства название таких кубиков, как правило, сокращают до одной буквы и числа, обозначающего количество граней – например, d8 (восьмигранный кубик), d12 (двенадцатигранный кубик) и т. д. Примером игры с различными дайсами может служить карточная игра "Pathfinder: Возвращение Рунных Властителей". |
||
|
Мипл
Как изобразить человечка – работника, фермера, рыцаря, разбойника в настольной игре? Сделать его маленьким! Мипл – от английского meeple, что само по себе является неологизмом, образованным от словосочетания mini people, "маленький народ". Это – игровые фишки, сделанные в форме человечков, которые выставляются на поле для выполнения различных заданий. Множество забавных миплов можно найти в классическом еврогейме "Каркассон". |
|
|
Бустер
От английского booster – дополнительный набор. Многие игры дополняются небольшими наборами-расширениями – в них могут быть карты, миниатюры или какие бы то ни было другие дополнения к игре. К примеру, игра Star Wars: Destiny, помимо стартовых наборов, выпускается в форме бустеров. |
|
|
Варгейм
От английского wargame – военная игра. В играх-варгеймах моделируется вооруженный конфликт двух и более армий. Чаще всего в них присутствуют миниатюры, передвигающиеся отрядами и соединениями. У каждой армии есть свои преимущества и недостатки, отраженные в характеристиках воинов, особых способностях итд. В варгеймах очень много стратегии, каждый шаг необходимо четко продумывать заранее, но в то же время гибко реагировать на меняющуюся ситуацию на поле боя. Пример классического варгейма – настольная игра "Генералы: Вторая мировая". |
|
|
Скирмиш
От английского skirmish – стычка. В чем-то похожие на варгеймы, скирмиш-игры также моделируют вооруженный конфликт. Однако вместо огромных армий в скирмишах вы управляете небольшими отрядами солдат, как правило, намного более персонифицированными. Одним из примеров может служить подвид варгейма Warhammer 40000 – тактическая игра Warhammer 40000: Kill Team. |
|
|
Рульбук/Рулбук
От английского rulebook – книга правил. Так называют правила игр, оформленные в качестве небольших буклетов, а иногда и увесистых многостраничных томов. А для некоторых игр – например, настольных словесных ролевых игр – книги правил служат основным компонетом игры. Один из таких рулбуков – книга правил для ролевой игры Pathfinder, содержащая все необходимые правила для игры. |
|
ЛЦГ/ЖКИ
От английского living card game – Живая Карточная Игра. Это вид карточных игр, дополнения к которым выпускаются фиксированными выпусками с четко зафиксированным набором карт. Дополнения, как правило, отличаются общей тематикой, бывают фракционными (предназначенными для одной из сторон конфликта) или событийными (посвященными какому-либо событию в сюжете игры). Карточный "Ужас Аркхэма" – хороший вариант живой карточной игры. |
||
|
ЦЦГ/ККИ
От английского collectible card game – Коллекционная Карточная Игра. Эта игра выпускается с помощью бустеров, наполненных случайным набором карт. У карт есть, в частности, показатель редкости и, соответственно, коллекционная ценность. Помимо непосредственно игрового процесса такие игры можно просто собирать и коллекционировать. Одна из известнейших коллекционных игр – "Берсерк", а если точнее – её новая инкарнация "Берсерк. Герои". |
|
|
Филлер
От английского filler – наполнитель. Так называют небольшие, несложные игры, занимающие маленький промежуток времени. Они прекрасно подходят для того, чтобы занять перерыв на обед или чтобы скрасить путешествие. "Кулинариум" – прекрасный филлер, для игроков любого возраста. |
|
Кинь-двинь
Это слэнговое название относится к старому доброму типу игр, сделанных по принципу "кинуть кубик – передвинуть фишку". Ярчайший пример такой игры – не нуждающаяся в представлении "Монополия". |
||
|
Социалка/Словеска
Это игры, включающие в себя разговорный элемент и много социального взаимодействия. В них вам необходимо говорить, придумывать, блефовать и хитрить. И, само собой, высказывать и описывать свое мнение и свои действия. Классической, всем известной игрой такого типа является "Мафия". |
|
|
Мотыга
Просторечное название популярной по всему миру коллекционной карточной игры Magic: The Gathering, образованное от аббревиатуры MtG. Попробуйте произнести аббревиатуру вслух – это действительно мотыга! |
|
|
Токен
От английского token – фишка. Это многочисленные фишки, маркеры и значки, которые используются во множестве настольных игр. они могут отображать количество жизней, заменять фигурки ваших верных солдат или слуг, служить валютой – спектр применения токенов необычайно широк. В игре "Остаться в живых: Неизведанные земли" токены играют существенную роль. |
|
|
Колодостроительная игра
Отличительной чертой колодостроительных игр является то, что обычно они очень просты в освоении, а глубина геймплея обеспечивается обилием комбинаций, которые можно создать из доступных в игре карт. В начале игры у вас строго оговорённый набор карт, но в процессе игры он может увеличиваться и формировать вашу колоду. Классическая колодостроительная игра – "Доминион". |
|
|
Ролевка/НРИ
Словесная настольная ролевая игра – это игра, в которой вы примеряете на себя роли различных персонажей и "отыгрываете" их. Это могут быть рыцари и волшебники, стрелки и сыщики, космические пираты или бравые капитаны кораблей – все зависит от мира, по которому вы играете, и от игровой системы (D&D, Savage Worlds, Dark Heresy итд.). Для игры, как правило, необходим мастер – тот, кто описывает мир, населяет его добрыми и злыми персонажами, которые встречаются игрокам, и "отыгрывает" реакцию мира на те или иные действия игроков. Игра, помимо слов и описаний, ведется с помощью кубиков разного номинала, карт или каких-либо других принадлежностей, обеспечивающих случайность исхода действий игроков. Случайность, в свою очередь, модифицируется и регулируется характеристиками героев (Сила, Стойкость, Ловкость итд.) и их умениями и талантами. Хороший пример НРИ во всей ее красе – игра Pathfinder. |
Мы надеемся, что Вы нашли этот словарик полезным. Мы готовы пополнять его, поэтому в случае, если Вы столкнулись с незнакомым понятием в настольной игре – пишите нам, и мы обязательно добавим новое слово сюда!